Программа здоровьесбережения "Здоровая школа"
на 2011-2014 годы.

1. Введение

Проблема сохрарнения здоровья учащихся и педегогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья. Сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителям и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, Раздел 16 "Календарный план реализации программы" обновляется каждый год.

2. Цели программы:

3. Задачи программы:

4. Функции различных категорий работников школы

4.1. Функции медицинской службы местной амбулатории:

4.2. Функции администрации:

4.3. Функции классного руководителя:

5. Участники программы:

6. Сроки и этапы реализации программы:

7. Модель личности ученика

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения Модель выпускника второй ступени обучения Модель выпускника третьей ступени обучения
  • знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
  • владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
  • знание основ строения и функционирования организма человека;
  • знание изменений в организме человека в пубертатный период;
  • умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
  • знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
  • поддержание физической формы;
  • телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
  • гигиена умственного труда.
  • стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
  • убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
  • знание различных оздоровительных систем;
  • умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
  • способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
  • гигиена умственного труда.

8. Ожидаемые конечные результаты программы:

9. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

10. Методы контроля над реализацией программы:

11. Основные направления деятельности программы:

12. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

13. Реализация основных направлений программы:

  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  8. Контроль условий теплового режима и освещенности классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне ее.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  12. Обучение учащихся окзанию первой медицинской помощи.

14. Применение разнообразных форм работы:

15. План деятельности по реализации программы


п/п
Мероприятия Ответственные исполнители Сроки Планируемый результат
1. Медицинское направление.
1.1 Медико-педагогическая экспертиза:
  • анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы;
  • введение строгого учета детей по группам здоровья;
  • формирование групп здоровья по показателям.
Врачи амбулатории, ФАПов Ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
1.2 Проведение диспансеризации учащимся школы Ежегодно
1.3 Проведение медицинского осмотра учащихся. Врачи амбулатории, ФАПов Ежегодно План медосмотров
1.4 Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья Врачи амбулатории, ФАПов Ежегодно План медосмотров
1.5 Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. Врачи амбулатории, ФАПов Ежегодно План прививок
1.6 Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Классные руководители совместнос врачом амбулатории Ежегодно Классные журналы
1.7 Анализ случаев травматизма в школе. Врачи амбулатории, зам. директора по ВР Ежегодно Материалы отчетов
1.8 Анализ посещаемости и пропусков занятий по побелезни. Врачи амбулатории, классные руководители. Ежегодно Материалы отчетов
1.9 Контроль за качеством питания и питьевым режимом. Администрация школы Ежедневно в течение года
1.10
    Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
  • проветривание;
  • освещение;
  • отопление;
  • вентиляция;
  • уборка.
Классные руководители, Совет по здоровью Ежедневно в течение года
1.11 Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа). Заместитель директора по УВР Ежегодно Справка по оценке расписания
1.12 Постоянный контроль над школьной столовой. Директор школы Ежедневно в течение года
2. Просветительское направление.
2.1 Организация просветительской работы с родителями о пользе спортивных мероприятий. Координаторы программы "Здоровье" Ежегодно График проведения лектория
2.2 Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. Координаторы программы "Здоровье" Тематика лектория
2.3 Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Администрация школы Ежегодно План работы
2.4 Вовлечение родителй и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Администрация школы Ежегодно План работы
2.5 Подготовка и проведение педагогического совета по теме "Формирование здорового образа жизни". Заместители директора Протокол педсовета
2.6 Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др. виды работ). Координаторы программы "Здоровье" Ежегодно План работы
2.7 Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, табакокурения и алкоголизма Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы
2.8 Пропаганда физческой культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ и физической культуры. Учителя-предметники В течение года Планы уроков
3. Психолого-педагогическое направление.
3.1 Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Администрация школы Ежегодно План работы
3.2
    Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:
  • определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
  • изучение психологических возможностей и готовность детей к школе;
  • выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;
  • контроль над адаптацией учащихся 5-х и 1-х классов
Классные руководители Ежегодно Диагностические исследования
3.3 Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Школьный консилиум, учителя-предметники Ежегодно План работы психолога
3.4 Конференция по теме "Здоровьесберегающие технологии обучения". Координаторы программы "Здоровье" Ноябрь 2011 года Материалы конференции
3.5 Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. Учителя-предметники Ежегодно Планы уроков
4. Спортивно-оздоровительное направление.
4.1 Организация спортивных мероприятий. Учителя физической культуры Ежегодно План работы
4.2 Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы кружков и секций
4.3 Привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы
5. Диагностическое направление.
5.1 Мониторинг состояния здоровья детей. Классные руководители, врачи амбулатории Ежегодно Результаты мониторинга
5.2 Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме "Проблемы диагностики развития". Врач амбулатории Материалы семинара

16. Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2011/2012 учебный год.


п/п
Мероприятие Дата проведения Ответственный
Сентябрь
1 Организация дежурства по классам и по школе. 1-я неделя
2 Организация работы кружков и спортивных секций. 2-я неделя
3 Включение в планы родительского педвсеобуча, планы МО и план работы библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей. 30.08.2011 года
4 Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. 2-я неделя Зам. диретора по ВР
5 Организация питания учащихся. В течнеие месяца Директор школы
6 Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. Ежедневно Координаторы
7 "Уроки чистоты". По плану Классные руководители
8 Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях. В течение месяца Классные руководители, учителя физкультуры
9 Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведени лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. В течение месяца Классные руководители, учитель ОБЖ
10 День здоровья. 16.09.2011 года Совет по здоровью
11 Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время Систематически Родители
12 Физкультминутки Ежедневно Учителя-предметники
13 Подвижные игры на переменах Ежедневно Координаторы
Октябрь
1 Организация работы учащихся по поддержанию порядка на закрепленных участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. По необходимости Классные руководители
2 Планирование зантости учащихся в каникулярный период. Классные руководители
3 Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районных мероприятиях. По плану ОУ и УО Учителя физической культуры
4 Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. В течение месяца Зам. директора по ВР
5 Физкультминутки, динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Ноябрь
1 Проведение конкурсов "Папа, мама, я — спортивная семья". 18.11-27.11.2011 года Совет по здоровью
2 Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме "Курение — вред". Итог: выпуск плакатов, посвященный борьбе с курением и наркотиками. 4-я неделя Учителя ИЗО, классные руководители
3 Экскурсии в музеи города Таганрога. В течение месяца Классные руководители
4 Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности. В течение месяца Совет по здоровью
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры. Ежедневно Координаторы
Декабрь
1 Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Классные руководители, совет по здоровью
2 Первенство школы по волейболу. 2-я неделя Учителя физ-ры
3 Классные часы по вопросу соблюдения ПДД. В течение месяца Классные руководители
4 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Зам. директора по ВР, классные руководители
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Январь
1 Открытые воспитательные часы "Тренинг здорового образа жизни". В течение месяца Совет по здоровью, кл. руководители
2 "Веселые старты" (1-4; 5-7 кл.). 4-я неделя Учителя физкультуры
3 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
4 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Февраль
1 Месячник оборонно-массовой и патриотической работы. В течение месяца Учителя ОБЖ, физ-ры и зам. директора по ВР
2 День защитника Отечества. Смотр строя и песни. 20.02-22.02.2011 года Кл. руководители, учитель ОБЖ, зам. директора по ОБЖ
3 Соревнования по шашкам. 1-я неделя Совет по здоровью
4 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
5 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Март
1 Акция "Мы за здоровый образ жизни". 1-я неделя Координаторы
2 Лекторий для родителей "Причины и последствия употредления наркотиков". В течение месяца Зам. директора по ВР
3 Рейд "Подросток" 2-я неделя Зам. диретора по ВР
4 День здоровья. 3-я неделя Совет по здоровью
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Апрель
1 Всемирный день здоровья. Координаторы
2 Операция "Милосердие", операция "Память". 2-я неделя Зам. директора по ВР, организатор ДД
3 Благоустройство школьной территории. 3-я неделя Кл. руководители, учителя труда
4 Первенство школы по кроссу. 3-я неделя Учителя физкультуры
5 Конкурс "Самый здоровый класс". 4-я неделя Совет по здоровью
6 Динамические паузы, физкультминутки. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
7 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Май
1 Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний преиод. В течение месяца Координаторы, кл. руководители
2 Мероприятия, посвященные дню Победы в ВОВ. 09.05.2011 года Зам. директора по ВР, организатор ДД
3 "Веселая спартакиада". 15.05.2011 года Совет по здоровью
4 Презентация уроков чистоты. 3-я неделя Совет по здоровью
5 Общешкольный конкурс "Спортсмен года". 4-я неделя Совет по здоровью
6 Динамические игры, физкультминутки. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
7 Подвижные игры на переменах. Ежедневно Координаторы
Июнь
1 Работа по плану оздоровительного пришкольного лагеря "Солнышко". Зам. директора по ВР, воспитатели

17. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива

Органы управления Мероприятия программы "Здоровье" Сроки выполнения
2011-2012 2012-2013 2013-2014
Управляющий совет1. Работа Совета по здоровью по разаработке Программы здоровьесбережения.сентябрь
2011 года
2. Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности.январь
2012 года
январь
2013 года
январь
2014 года
3. Анализ результатов медицинского осмотра.После прохождения медицинского осмотра
4. Анализ дозировки учебной нагрузки:
  • учебные планы;
  • график контрольных работ.
сентябрь
2011 года
август
2012 года
август
2013 года
5. Анализ эффективности уроков физкультуры.апрель
2012 года
апрель
2013 года
апрель
2014 года
6. Итоговый анализ состояния здоровья учащихся.май
2012 года
май
2013 года
май
2014 года
Педагогический совет1. Обсуждение и принятие программы здоровьесбережения.сентябрь
2011 года
2. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.январь
2011 года
3. "Аукцион" педагогических идей (сдоровьесберегающие технологии).октябрь
2014 года
4. Здоровьесбережение при применении ИКТ.январь
2012 года
Методический совет1. Обсуждение программы здоровьесбережения. август
2011 года
август
2012 года
август
2013 года
2. Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. август
2011 года
август
2012 года
август
2013 года
3. Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.сентябрь
2011 года
4. Методитеская панорама "Здоровьесберегающие технологии".март
2014 года
5. Организация методической недели "Обучение и воспитание с успехом".апрель
2012 года
6. Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам.июнь
2012 года
июнь
2013 года
июнь
2014 года
7. Кураторство над лекторскими группами старшеклассников "Жизнь без наркотиков".В течение года
Общешкольный родительский комитет1. Ознакомление родитейлей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здоровогообраза жизни.сентябрь
2011 года
сентябрь
2013 года
сентябрь
2014 года
2. Круглый стол "Здоровье наших детей".ноябрь
2012 года
3. День семьи "Папа, мама и я — спортивная семья".февраль
2012 года
февраль
2013 года
февраль
2014 года
4. Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами. ноябрь
2013 года
5. Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. май
2012 года
май
2013 года
май
2014 года
МО мониторинга здоровьесбережения1. Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе.октябрь
2011 года
май
2012 года
октябрь
2012 года
май
2013 года
октябрь
2013 года
май
2014 года
2. Комплектование полного пакета документов по реализации Пограммы здоровьесбережения. ноябрь
2011 года
3. Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни. март
2012 года
4. Составление рационального режима дня для учащихся. декабрь
2011 года
Используются технологии uCoz