Воспитательные функции в условиях личностно-ориентированного образования.

Дети поражают нас своеобразием интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга. Как подойти к детям, чтобы познать их, направить наши педагогические усилия на достижение наилучших результатов. Этой проблеме, индивидуального подхода в воспитании детей, уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
"Вы должны знать, — писал А.С. Макаренко — чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок... Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны предугадывать их и предупреждать".

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Мы должны знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему. Мы должны помнить, что каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Воспитание, формирование личности осуществляется каждый день в будничной жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста ребенка и его индивидуальных спсобностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей учащихся. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. А наша задача — помочь ребенку раскрыться.

Если проанализировать уровень воспитанности детей, отслеживаемы по восьми направлениям (интернационализм, совесть, труд, дисциплина, бережливость, гуманность, целеустремленность), то можно увидеть следующую картину:

Максимально благоприятные условия для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочно подчиняется авторитету учителя. Поэтому в младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать детей к труду, дисциплине, поведению в обществе.
Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Эта активность поддерживается и корректируется педагогами школы. Опираясь на эту особенность, у старших школьников развиваются высокие нравственные идеалы, чувство ответственности.
Безусловно, сложнее всего классным руоводителям среднего звена. Дети уже вышли из младшего возраста, но еще не перешли в старшее звено. Быстрые темпы формирования личностных качеств ребенка в этом возрасте могут привести к тому, что формы и методы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников. Повышая требования, нам необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы.

Что же делать?

На этот вопрос мы можем легко ответить — в разных школьных делах нужно задействовать всех детей. Это уже команда и в ней распределяются роли: кто-то рисует и может участвовать в выпуске газеты, кто-то спортсмен, кто-то участвует в интеллектуальных играх, кто-то в художественной самодеятельности. И основная задача классного руководителя отобрать из общего арсенала учителя те средства, которые наиболее действенны в данной ситуации.

Важно оценивать успехи школьника не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя нынешние успехи с прошлыми, подчеркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребенка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов во всех сферах его деятельности.

Самое сложное это научить детей применять свои умения и знания в усложненной или новой ситуации. Учитель, вместе с учениками, ставит конечную цель. Все остальное предстоит сделать ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать полученное с требуемым. Безусловно, эта работа требует предварительного формирования у детей навыков самоуправления. Нужно добиваться того, чтобы самоуправление учащихся преобладало над управлением со стороны учителя. Главная идея этого метода состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно.

Характерные черты личностно-ориентированного мероприятия.
Педагогические задачи.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного мероприятия.
Критерии результативности могут быть следующие:

Вывод: личностно-ориентированный подход в школе направлен на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Его реализация предполагает постоянное варьирование методов и форм работы, а также вовлечение в работу коллектива всех учащихся и формирование у них навыков самоуправления. Это — важнейший принцип, который должен лежать в основе воспитательной работы учителя.


Используются технологии uCoz